АА: Друзья, у нас сегодня «животрепещущая» тема: «Независимый Артист. Шаги к успеху». Как добиться успеха? Что такое «успех»? Чтобы эти шаги расставить, я пригласил своего хорошего друга, человека, которого я обычно представляю как единственного в России, кто съел собак, кошек, сотню дятлов, баранов и прочей живности на теме музыкального бизнеса.
АН: Они все живы, никто не пострадал.
АА: Зовут этого человека Алексей Николаев. Алексей - владелец и идейный вдохновитель консалтингового бюро InSimple.ru, которое уже достаточно давно занимается консультированием музыкантов, продюсеров и всех, кто так или иначе связан с музыкой. Алекс набрался опыта в этом деле и этим опытом сегодня будет делиться со мной и с вами. А я сегодня выступаю в роли независимого артиста и продюсера, кем я, собственно, и являюсь. Также я еще диджей, радио-ведущий, промоутер и так далее. В общем, вся моя деятельность тем или иным образом связана с музыкой. Но сегодня мы сосредоточимся на роли артиста, музыканта и того, что же ему делать с его бесценным музыкальным багажом, куда его девать, как его донести до слушателя и так далее. Начать, я думаю, стоит с того, что мы озаглавили нашу сегодняшнюю встречу «Независимый артист». Независимый артист – это кто-то, кто ни от чего не зависит. Давайте выясним, от чего или кого этот артист не зависит. От погоды? От родителей? С этого и начнем, выработаем понятийный аппарат.
АН: Исторически это понятие применяется к артистам, у которых нет подписанных контрактов с мейджор-лейблом. Что такое «мейджор-лейбл»? Это компании Universal Music, Warner Music, Sony Music. Те, кто не связан контрактами с этими компаниями и их саблейблами, считаются независимыми. Музыкальная индустрия изменялась многократно, и, на самом деле, большинство артистов, которые сейчас имеют контракты с мейджор-лейблами, все равно остаются независимыми. Вообще, рекорд-лейблы по своей природе не занимаются менеджментом артиста. Да, когда-то в 80-е, 90-е лейблы вкладывались достаточно серьезно в продакшн, создание клипов и так далее. Артисту это было не по силам. Но сейчас большинство артистов ведут собственный независимый менеджмент, либо вообще существуют без менеджера, и при совершении сделки с мейджор-лейблом, артисты передают ему только объекты смежных прав (фонограммы), оставаясь при этом независимыми. Финансовые потоки по-прежнему у них в руках, они существуют в форме индивидуального предпринимателя, самозанятого. В их контрактах с мейджор-лейблами обычно есть аванс, а артист взамен создает продукт в течение определенного срока. Сейчас я смотрю на своих клиентов и понимаю, что не могу кого-то из них назвать зависимым. Хотя есть у нас клиент, достаточно интересный рэпер, который получил контракт с компанией Universal Music. В этом случае его проект уже зависим от действий менеджмента компании. Но два других артиста, подписанные на этот же лейбл, просто передали свои права и по-прежнему независимы. Они работают самостоятельно, знают, когда нужно сдать работу, но лейбл не влезает в процесс их работы. Сейчас настала эра артистов, на 90-95% независимых, причем как российских, так и зарубежных.
То, о чем мы говорим сейчас с вами, применимо абсолютно ко всем. Если убрать из этого бизнес составляющую, и перейти к вопросам житейским, обращаясь к сознательности артиста, то можно сказать, что ты, Толя, образец независимого артиста. Ты настолько привык делать все сам, от дизайна до продакшена и выступлений, проведения вечеринок и организации курсов, что я даже не помню, чтобы ты что-то делал с помощью партнеров. Ты всегда говорил: «я сделаю все сам». Это хорошая позиция, хотя партнерство не всегда вредит. Для тех, кто нас слушает, хочу сказать, что если ты решил заниматься музыкой как артист, посвятить этому жизнь и сделать это своей профессией, ты должен понимать, что устроиться на работу тебе некуда. Если ты думаешь, что ты будешь получать зарплату – нет. Тебе некому платить зарплату. Ты не можешь пойти в какое-то предприятие, где тебя устроят по трудовой книжке и будут выплачивать гарантированно зарплату, декретные и так далее. Единственное, где это может быть, если ты как исполнитель поешь в хоре или играешь в оркестре.
АА: В общем, это касается любых творческих профессий. Здесь не стоит ожидать стабильных зарплат. Хотя, с другой стороны, стоит задуматься о том, что за музыку создает артист. Насколько она «трендовая». Вряд ли артист, создающий drone-noise-ambient, может рассчитывать на то, что, выпуская такую музыку, он сможет прокормить себя и свою семью. Это не та музыка, которая найдет массового слушателя и большую материальную поддержку. Хотя, почему же рэп и хип-хоп культура стала так популярна – вопрос. Если вы занимаетесь чем-то в этой области, вполне можно рассчитывать, что это станет вашим основным ремеслом и будет приносить вам большой доход. Вами будут интересоваться мейджор-лейблы. Я еще люблю называть независимых артистов DIY (Do It Yourself). По крайней мере, я люблю так называть себя. Потому что артист вроде меня, как Алекс уже заметил, делает все сам. Почему я вообще все это делаю, так это потому, что я достаточно трепетно и серьезно отношусь к собственному творчеству, чего и вам желаю. Для меня выпустить альбом, это как родить ребенка.